В последнее время все чаще и чаще можно увидеть группы молодых людей с
досками на четырех колесах возле какого-нибудь памятника. Скейтбординг –
очень зрелищный и бурно развивающийся вид экстремального спорта,
завоевывающий все больше поклонников. Но МирСоветов более чем уверен,
что мало кто знает, откуда появился скейтборд…
Выбираем скейтборд
Выбор скейтборда – дело абсолютно несложное, но к нему надо подходить
серьезно, от этого зависит, сколько продержится ваша доска, а, возможно,
и ваше здоровье. Сейчас в магазинах представлено такое разнообразие
скейт-оборудования, что глаза разбегаются. Абсолютно каждый скейтер
выбирает для себя определенные фирмы, производящие доски и прочие части
скейтборда, которым он доверяет или которые ему просто нравятся.
Начну с того, что весь скейтборд в сборе называется комплитом (complete).
Дека
Доска скейтборда называется декой. Её загнутые концы называются ноуз
(nose) и тэйл (tail) – перед и зад соответственно. Дека изготавливается
из определенного количества слоев клена (самое частое – 7, реже
распространены 9-слойные, еще реже – 6-слойные) сильно спрессованных и
склеенных друг между другом. Некоторые деки снизу имеют и еще один
дополнительной пластиковый слой (слик), необходимый для скольжения по
перилам. Но МирСоветов рекомендует учесть, что, выбирая такую деку, вы
получите более тяжелый скейтборд. А нужно ли это вам, если вы только
начинаете или не планируете в ближайшее время заниматься экстримальной
ездой? Пожалуй, нет.
От качества клея зависит то, насколько быстро дека начнет расслаиваться.
Длина деки в среднем - 80 сантиметров. Её ширина бывает разной – от 19
до 21. На узких досках легче закручиваются трюки (флипы). На широкие
деки удобнее приземляться после удачно выполненного трюка. Также у дек
имеется так называемый конкейв (concave) – это боковые загибы,
облегчающие выполнение выше упомянутых флипов. Глубина этих загибов так
же различается от доски к доске.
Каждая доска имеет разную упругость, что влияет на высоту прыжка на ней
(при выполнении любого трюка делается т.н. "щелчок” краем доски об
землю, вследствие чего доска как бы пружинит от земли). Самые популярные
и надежные фирмы: Zero, Toy Machine, Zoo York, Santa Cruz, World
Industries и многие другие.
При покупке деки МирСоветов рекомендует внимательно посмотреть, не
расслоена ли она где-либо. Так же важно не купить "сухую” деку, которая
очень долга лежала на складе/в магазине. Такие доски очень быстро
ломаются. И еще – чем дека меньше весит, тем, опять же, легче делать
трюки на скейтборде.
На деку клеится шкурка – гриптэйп (griptape). Это обыкновенная наждачная
бумага, только более стойкая к износу и на самоклеющейся основе.
Необходима она, что бы ноги не "гуляли” по доске.
Подвески (траки)
К деке снизу прикручиваются подвески – траки (trucks). Между декой и
траками обычно ложатся резинки, защищающие деку от нагрузки. Подвески
различаются своим весом и прочностью. Естественно, чем толще будут
подвески, тем прочнее, но и вес скейтборда будет больше.
МирСоветов советует соблюдать одно нехитрое правило при сборе своего
скейтборда: важно подбирать траки так, чтобы колеса находились полностью
под доской и не торчали бы сбоку.
Самые распространенные фирмы: Krux, Independent, Bullet.
Колеса
На подвески скейтборда надеваются колеса. Колеса различаются по диаметру
и жесткости. В целом диаметр не важен, более важна жесткость. Мягкие
колеса плохо держат скорость, но на них приятно ездить, они передают
меньше вибраций и управлять скейтом на таких колесах легче. Хотя более
высокий коэффициент сцепления мягких колес имеет и обратную сторону –
из-за трения они быстрее изнашиваются, да и набранная скорость быстро
падает. Жесткие – наоборот, хорошо держат скорость, но ездить на них не
очень-то приятно – скейтборд сильно вибрирует.
Поэтому мягкие колеса лучше брать для катания в рампе, а жесткие – для катания на улице или в парке.
Подшипники
При надевании колес на подвески внутрь вкладываются подшипники – по 2 в
каждое колесо. В скейтборде, как и в роликах, используются подшипники
стандарта ABEC. Существуют подшипники различной скорости. Самые
распространенные – ABEC 3, ABEC 5 и ABEC 7. Если хорошо поискать, можно
найти еще ABEC 1 и ABEC 9. Скорость подшипников пропорциональна цифре в
названии – чем больше цифра, тем больше их скорость.
Вот вроде перечислил все части скейтборда и дал по ним справку…
Скажу еще, что новичку лучше всего выбирать сначала именно среди готовых
скейтбордов (комплитов). Просто потому, что сложно решить для себя
поначалу – что же тебе нужно от скейтборда, как ты хочешь кататься, где и
сколько. Не стоит брать китайские доски, так как это заметно замедлит
ваше обучение катанию на скейтборде – они шире, у них меньше или
отсутствуют вообще конкейвы, у них довольно слабый щелчок, они быстро
расслаиваются и т.д.
Обязательно следует выбирать свой первый скейтборд в специализированном
магазине, где понимающий продавец-консультант вам все объяснит и покажет
и посоветует конкретные изделия.
И как всегда МирСоветов не рекомендует сильно экономить, так как это
потом скажется на сроке жизни изделия, в данном случае, скейтборда.
Удачной вам покупки и успехов в катании!
Самые дешевые.
В эту категорию попадают доски от питерских фирм MATRIX и NONSENSE, а
также от китайской - HOLY. Единственное их достоинство - низкая
стоимость. В среднем весь скейт обойдется в 300-400 наших тугриков. У
дек неплохой щелчок, но он, к сожалению, имеет свойство исчезать после
2х недель катания. Подвески от MATRIX сделаны на довольно высоком
европейском уровне, но качество дек оставляет желать лучшего. Деки от
MATRIX и NONSENSE делаются из березы. Да-да, из родимой русской березы.
Главный ее недостаток - мягкость. В этом и кроется причина исчезновения
щелчка через несколько недель. HOLY - ваще отдельный разговор. Колеса
от этой фирмы славятся своей мягкостью (что значительно затрудняет
катание на плохом асфальте, да на хорошем тоже), а большинство дек идет
с "врожденным" фабричным дефектом. После совершения олли они просто
раскалываются по линии одной из подвесок.
Средний класс.
Сюда можно отнести скейты американских (вроде бы) фирм Select и Killer
Loop. Первая владеет торговыми марками Lost Angels, Vision, Menace,
Shuvit, G&S и производит все - от колес до кошельков. Комплит от
обеих фирм стоит от 350 т.р. до 450. Деки KL и Select имеют хороший
щелчок и делаются из клена. К сожалению, качество клея оставляет желать
лучшего. Из-за плохого клея от хорошего щелчка через месяц не остается
ничего. Дека превращается в полено 8). Колеса фирмы Killer Loop плохо
держат скорость, к сожалению (из-за чего я так и не понял). Подвески
(что KL что Select) довольно быстро стираются до ведущей оси от
грайндов по острым граням, поэтому их нельзя советовать тем, кто
собирается осваивать эти трюки на гранитных плитах.
Фирменные доски.
Этот абзац можно было бы растянуть на несколько страниц, но не будем
разводить демагогию. Хоть фирменные доски и стоят от 850 гривен и выше
за комплит, многие из них не "оправдывают оказанного им высокого
доверия". Возьмем ту же самую деку Santa Cruz, которая изготовлена по
технологии Powerply с использованием клея Stiff Glue. Все это чушь
собачья. Никогда не ведитесь на рекламные уловки. Санта ломается и
слоится также легко как доски "среднего класса". Однако, не все так
плохо. Существуют и очень хорошие деки, которые действительно стоят тех
денег, которые на них тратятся. Это деки Zero, Girl(Chocolate), Alien
Workshop, Toy Machine, Blind, World Industries (хотя последние довольно
часто слоятся). Фирменные подвески стоят около 400-450 гривен за штуку
и почти все они того стоят. Krux, Independent, Venture, Destructo -
самые распространенные марки подвесок. Когда покупаете подвески (если
собираете доску сами) обратите внимание на их вес, а также толщину
металла. В последнее время очень распространены облегченные (Light
weight) подвесы. Если есть возможность - берите именно такие. Цены на
колеса "ведущих производителей" колеблются от 40 до 50 гривен за штуку.
Самые распространенные (но это не значит лучшие) - Bullet и Speed
Wheels. Они довольно жесткие, хорошо держат скорость, медленно
стираются. Но есть колеса еще лучше. Zero, Girl, Blind - их нелегко
достать у нас в стране, поэтому они не пользуются популярностью.
Немного о подшипниках.
В принципе о подшипниках сказать практически нечего. Они могут быть
любыми. Самые известные - Speed Demons и Steel Panthers (вроде так). На
самом деле марка не так важна для подшипника, гораздо важнее -
маркировка. Я видел только ABEC 1, 3 и 5, хотя мне говорили об ABEC 7.
Как ты уже понял, чем больше ABEC, тем лучше (больше скорость вращения
колеса). 1-й можно смело выбросить в окно - это полное дерьмо. Покупать
нужно только 3-й или 5-й ABEC-и. От себя могу сказать - Roces на 5-й
ABEC это просто самолет 8).
Ну ладно - с досками, похоже, все ясно. Но тапки тоже очень важны в
катании. Правильно выбрать тапки довольно сложно, ведь важно учитывать
не только то, как они будут смотреться на ноге, но и запас прочности.
Большинство тапок снабжены несколькими слоями защиты и местах,
называемых олли-пэд (при совершении олли вы тянете доску именно
олли-пэдом). Но надо запомнить одно - ВЕЧНЫХ ТАПОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Все
они когда-нибудь сотрутся настолько, что станет понятно - без новых
никак. Поэтому, при покупке учитывайте, что через месяц-полтора вам
понадобятся новые. Стоят тапки от 300 до 600 гривен. Все зависит от
фирмы и года выпуска. Самые популярные тапки - DC, Es, Ethnies, DVS,
Axion. Для тех, кто не может покупать тапки каждый месяц, могу
посоветовать одну мазу. Покупаете новые тапки, катаетесь в них пока не
сотрете их до дыр на тянущей ноге, а потом находите скейтера с вашим
размером обуви, но тянущего другой ногой, и меняетесь с ним тапками.
Так получится, что обновлять обувь придется в два раза реже. Кстати,
очень не советую кататься в дешевых тапках типа Camelot, резина на них
плохая и они приходят в негодность через неделю упорного катания.
Что же, ты все еще хочешь кататься? Ладно, напоследок - пара советов.
Если ты располагаешь достаточным количеством денег - покупай деку Santa
Cruz, подвески Krux или Venture, колеса Speed Wheels. В конце концов,
тебе же надо плодотворно кататься, а не мажорить. Ходовая часть
останется с тобой на несколько сезонов, а на Санте ты научишься делать
олли, флипы, основные грайнды и слайды. Потом она сломается, а ты,
изрядно заматеревший, помчишься в магазин за декой Girl или Blind. Если
денег не много, то бери деку Vision и не парься, подвески можно купить
подешевле типа Matrix или все тех же Select, а вот на колесах
экономить не стоит, в конце концов можно купить б/у фирменные(!)
колеса. Правда, деку придется менять довольно часто, да и подвески не
вечные. Еще выход - б/у фирменная дека, прослужит она столько же
сколько новый Vision, а обойдется немного дешевле. Если денег нет
совсем - лучше не начинать кататься вообще. Все катание превратится в
сплошное мучение, ты будешь трястись за деку, очень аккуратно кататься и
т.д.
Надеюсь, моя статья поможет хоть одному человеку при выборе доски и я
надеюсь, что ряды украинских скейтеров пополнятся талантливыми молодыми
людьми, которые будут кататься только для себя.
|